Зустріч з проекту Erasmus+ у Німеччині
С 25 по 29 декабря в г. Хекстер (Гермнаия) прошла рабочая встреча участников проекта «Harmonising water related graduate education / WaterH» в рамках европейской программы ERASMUS+. Во встрече приняли участие представители 10 университетов из 7 стран мира: Норвежского университета естественных наук, ГВУЗ «Украинский государственный химико-технологический университет», НТУУ «Киевский политехнический институт», Черкасского государственного технологического университета, Варминьско-Мазурского университета (г. Ольштын, Польша), Университета прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе (г. Хекстер, Германия), Университета «Джафна» (г. Джафна, Шри-Ланка), Университета Перадения (г. Перадения, Шри-Ланка), Шаньдунского университета архитектуры и строительства (г. Шаньдун, Китай), Циндаоского технологического университета (г. Циндао, Китай).
Участники встречи в Университете прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе
Участников встречи поприветствовали вице-президент по педагогической и международной работе Университета прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе, проф. Burkhard Wrenger и координатор проекта от Университета прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе проф. Joachim Fettig.
После открытия встречи немецкие коллеги организовали презентацию научно-исследовательских и студенческих лабораторий университета, обеспечивающих подготовку студентов по учебным дисциплинам «Водоочистка» и «Водоподготовка». Были представлены лабораторные и макетные установки, использующиеся в лабораторном практикуме и позволяющие моделировать различные условия отведения канализационных стоков, очистки воды, гидротехнические сооружении и т.д.
Приветственное слово координатора проекта, проф. Joachim Fettig, Университет прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе
Основные обсуждаемые вопросы на встрече:
- Административные вопросы (финансирование, договора, отчетность, закупка оборудования и т. д.)
- Текущая студенческая мобильность в страны, предусмотренные проектом: результаты и проблемы.
- Разработка учебных программ.
- Сотрудничество с предприятиями. Вопросы организации новых договорных исследований с предприятиями.
- Внутренние / внешние коммуникации по проекту.
- Участие в совместных исследованиях и публикациях: международные конференции и журналы.
- Обучение лекциям по разработанным курсам в рамках проекта: как проводить обучение и как использовать результаты проекта.
- Опыт мобильности студентов в Шри-Ланку летом 2016 г.
- Планирование мобильности студентов и преподавателей на 2017 г.
- Посещение выставки «Вода Берлин».
При обсуждении первого вопроса встречи был представлен отчет по проекту за 2016, в котором отображена степень выполнения запланированных видов работ: мобильность студентов и преподавателей, разработка учебных курсов, приобретение оборудования и т.д. Вопросы мобильности студентов и преподавателей зависят исключительно от исполнителей проекта, поэтому степень их выполнения наиболее высокая. Проблемной является закупка специального оборудования, предусмотренного проектом, что связано с необходимостью подписания различных документов в разных министерствах стран-участников для беспошлинного приобретения товаров. Тем не менее, и эти вопросы большей частью были решены в течение 2016 – начала 2017 г.
Лабораторная работа моделирования канализационной системы
Лабораторная работа по флотационной очистке воды
По вопросу мобильности студентов был озвучен предварительный план летних обучающих курсов в Норвегии 18.06-08.07.2016 г. Также, было предложено украинским университетам подготовить информацию о студентах или аспирантах, направляющихся на годовое обучение в Германию и Польшу 1 октября 2017 г. Кроме того, были озвучены первые результаты стажировки пяти польских аспирантов в Украине, которая началась 2 марта 2017 г в трех университетах: Украинском государственном химико-технологическом университете, НТУУ «Киевский политехнический институт», Черкасском государственном технологическом университете.
Также было интересно услышать мнение студентов Университета прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе об организации мобильности студентов летом 2016 г. Университетом Перадении (Шри-Ланка) и о их опыте общения в такой многонациональной группе.
Студенты Университета прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе о своих впечатлениях от поездки летом 2016 г в Университетм Перадении (Шри-Ланка)
Как обычно, большое количество времени заняли вопросы наполнения обучающих курсов, анализ того, что уже сделано, распределение лекций из других курсов по участникам проекта. Кроме того, были представлены результаты опроса преподавателей-участников проекта о путях повышения качества преподавания – изложение лекций и умение заинтересовать студентов предметом лекции. На предыдущей встрече участниками было сформулировано 16 пунктов, которые, по их мнению, могут повысить качество преподавания и заинтересованности студентов: наличие плана лекций; проведение викторин / опросов [по предыдущей лекции]; видео и демонстрационные материалы; исторические ссылки в течение лекции; наличие простых примеров из бытовой жизни; демонстрация реальных объектов и макетов; наличие раздаточного материала, мотивация к ответу на вопросы, связанные лекцией; занимательные или реальные истории, связанные с предметом лекции; громкая, ясная и медленная речь; определенное количество слайдов в презентации; награждение очками / оценками; обратная связь со студентами: вопросы по предыдущей и текущей лекции; использование доски, живое письмо; четкие выводы по лекции, которые запомнятся студентам; примеры из личного опыта, реальные примеры; использование практики рецензирования лекций коллегами.
Все участники могли расставить предложенные варианты по убыванию их значимости. Большинство преподавателей отдало предпочтение следующим пунктам: наличие плана лекций; видео и демонстрационные материалы; громкая, ясная и медленная речь; демонстрация реальных объектов и макетов; обратная связь со студентами: вопросы по предыдущей и текущей лекции; наличие простых примеров из бытовой жизни; примеры из личного опыта, реальные примеры; четкие выводы по лекции, которые запомнятся студентам.
Было принято решение провести анкетирование студентов по предложенным вопросам и сравнить результаты мнения студентов и преподавателей.
Также, были предложены следующие варианты реализации обучения лекторов новым курсам:
- в рамках встреч по проекту: должны быть прочитаны 2-4 лекции разработчиками соответствующих лекций;
- на недельных встречах обмена опытом в Украине: 5-6 лекций по разработанным курсам;
- недельная стажировка преподавателей из Украины в Норвегии, Германии, Польше;
- организация аудио-видео записи с лекциями (как минимум лекции, которые будут читаться на встречах по проекту).
- лекционные курсы для студентов, приезжающих по проекту, также должны включать разработанные лекции и могут быть записаны на видео;
- организация отдельных обучающих семинаров для лекторов (очные или заочные) при необходимости уточнить некоторые вопросы новых лекций. Для этого можно провести опрос лекторов и определить темы, которые требуют детального разъяснения. Разработчик лекций может в режиме on-line встречи провести консультации и разъяснить сложные моменты лекции.
По вопросу участия в совместных исследованиях и публикациях ректором УГХТУ Пивоваровым А.А. было внесено предложение организовать и провести Расширенный Научный Семинар в рамках программы НАТО Новые Вызовы Безопасности. Программы «Наука ради мира и безопасности». После обсуждения было поручено участникам от УГХТУ подготовить конкретное предложение по участию в программе НАТО.
Последние два дня были посвящены посещению Международной выставки «Вода Берлин», на которой были представлены международными компаниями самые современные разработки в области водоподготовки и водоочистки.
Выставка «Water Berlin»
В перерывах между обсуждениями рабочих вопросов, немецкие коллеги провели интересную экскурсию по старому городу и Княжеству-аббатству Корвей.
Старый город, г. Хекстер
Княжество-аббатство Корвей
Вся встреча прошла в дружественной и творческой обстановке. Коллеги из Университета прикладных наук Восточной Вестфалии-Липпе обеспечили комфортные условия труда и отдыха, а также предоставили возможность ощутить себя жителями их прекрасного и тихого города. Все участники встречи благодарны немецким коллегам за радушный и теплый прием!
До встречи в Украине!