С 27 мая по 1 июня 2017 г. состоялась плановая встреча рабочей группы проекта «Водная гармония-2» в рамках Международного проекта CPEA-2011/10002 «Водная Гармония – Интеграция Образования, Исследований, Инновации и Предпринимательства».

На этот раз участников рабочей группы встречали два университета от Украины: Черкасский государственный технологический университет и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского». В работе приняли участие представители всех университетов-партнеров: Норвежский университет естественных наук, г. Ос, Норвегия; Украинский государственный химико-технологический университет, г. Днипро, Украина; Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина; Черкасский государственный технологический университет, г. Черкассы, Украина; Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь; Технический университет Молдавии, г. Кишинев, Республика Молдовы; Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шимкент, Республика Казахстан; Таджикский технический университет им. М. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан; Киргизский национальный университет, г. Бишкек, Киргизия; Горно-металлургический институт Таджикистана, г. Чкаловск, Республика Таджикистан. Кроме того, в семинарах проекта также приняли участие представители ассоциированных членов проекта: Киргизско-российский славянский университет им. Б. Н. Ельцина, г. Бишкек и Национальный университет «Львовская политехника», г. Львов.

Встреча участников проекта с ректором ЧГТУ Григором О. О., Черкассы, Украина

Участники проекта, НТУУ «КПИ», Киев, Украина

Вопросов о работе проекта накопилось достаточно много, поэтому встреча была насыщена большим количеством полезной информации, связанной с развитием проекта, улучшения качества образования и коммуникации участников вне проекта:

- Развитие внешних коммуникаций в проекте.

- Освоение лабораторного оборудования: статус закупок оборудования;  инвентаризация приобретённого оборудования; лабораторные курсы для использования приобретенного оборудования.

- Прогресс и проблемы с переводом учебника «Физико-химические методы очистки воды. Управление водными ресурсами» на киргизский и молдавский языки.

- Летний курс для студентов в Норвегии: распространение информации о летнем курсе; план лекций и мероприятий; формальности (процедуры отбора, отчетов и оценки); логистика (визы, стипендии, координация информации); вовлечение возвращающихся студентов в продвижение проекта и результаты обучения (ассоциации выпускников, Facebook, встречи и т. д.).

- Улучшение английского языка для студентов и сотрудников.

- Руководство магистрантами и аспирантами: проблемы в руководстве; как стать еще лучшим руководителем; методы и приемы увеличения заинтересованности студентов на лекционных занятиях.

- Межвузовское образовательное сотрудничество: вовлечение партнеров в руководство и защиты MSc и PhD; развитие программы «Двойной диплом»; вовлечение партнеров в научные работы и совместные публикации.

- Развитие учебных программ: возможности сотрудничества с другими проектами; улучшение качества учебных материалов; развитие электронного обучения.

- Работа над улучшением учебника.

- Обеспечение качества в образовании и публикации: обеспечение качества образования; как улучшить навыки публикаций;

- Организация следующей встречи в Таджикистане.

- Проведение и результативность онлайн-встреч.

- Экскурсия на водозабор г. Черкассы.

- Организация и участие в семинаре «Интеграция образования, исследований и инноваций в сотрудничестве с предприятиями».

- Организация и участие в семинаре «Вода: наука и технологии».

- Посещение выставки AquaTherm Kiev.

По каждому из вопросов была представлена соответствующая информация: отчеты, планы, рекомендации, предложения. 

Лаборатория водоподготовки и водоочистки, НТУУ «КПИ», Киев, Украина

По первому вопросу была представлена информация о сайте проекта (http://waterh.wpengine.com/ru/) о его вкладках и возможностях работы с этим сайтом участников проекта.

По второму вопросу была представлена информация о закупленном оборудовании для лабораторных работ студентов, а также результаты анализа обеспеченности этого оборудования методическим обеспечением, разработанным в течение предыдущего проекта Водная Гармония и настоящего проекта. Участниками встречи было решено создать на сайте проекта общую библиотеку методических указаний по лабораторным работам, практическим занятиям, рекомендациям к выполнению курсовых работ и проектов и т. д. и использовать наработки университетов-участников проекта, дополняя и развивая используемые материалы.

Особенный интерес участников вызвал доклад о программе предстоящей летней студенческой школы в Норвегии, а также о вовлечении студентов-участников летней школы в развитие коммуникации проекта и продвижение проекта в социальных сетях и в образовательной сфере.

Также оживленные дискуссии вызвали вопросы совершенствования английского языка, как у студентов, так и у преподавателей; развитие совместных научных исследований и совместные научные публикации; вовлечение партнеров в руководство и защиты MSc и PhD; развитие программы «Двойной диплом»; вопросы улучшения руководства магистрантами/аспирантами и заинтересованности студентов на лекционных занятиях. Некоторые вопросы уже достаточно легко решаются, например, совместное руководство магистерских работ, оппонирование диссертационных работ. Многолетние связи между университетами облегчают взаимодействие по этим вопросам. В тоже время развитие программ «Двойной диплом» пока находится на начальном этапе и требует специфического подхода в каждом конкретном случае, что связано со спецификой законодательства разных стран и организации образовательного процесса разных университетов. Постепенно находятся точки соприкосновения в научных сферах, согласованы некоторые научные тематики, интересные представителям разных университетов.

В рамках вопроса о развитии учебных программ была представлена информация о проекте Водная Гармония Эразмус+, который развивается параллельно, и цели которого близкие к целям проекта Водная Гармония», поэтому логично было найти точки соприкосновения и интеграции двух проектов. Такой интеграцией может быть участие в разработке шести общих образовательных курсов проекта Водная Гармония Эразмус+, что и было одобрено университетами. Также были представлены макеты методических указаний для выполнения лабораторных работ, практических занятий, самостоятельной работы студентов с логотипом проекта и предложено взять эти макеты за основу при разработке методического обеспечения в рамках проекта. Такой подход позволяет унифицировать методическое обеспечение и облегчить дальнейшее его использование участниками проекта, а также улучшить распространение о проекте в университетах-участниках.

Также было отмечено, что на данный момент практически закончен процесс редактирования учебника, но наполнение учебника новыми главами пока еще отстает от графика, поэтому необходимо ускорить процесс наполнения учебника новыми материалами.

            В промежутках между обсуждением рабочих вопросов проекта принимающими университетами были организованы интересные экскурсии на водозабор г. Черкассы и выставку AquaTherm Kiev, а также проведены научно-практические семинары «Интеграция образования, исследований и инноваций в сотрудничестве с предприятиями» и «Вода: наука и технологии», на которых выступили с докладами участники встречи, студенты и представители промышленных и коммунальных предприятий, деятельность которых связана с вопросами водоподготовки.

Семинар «Вода: наука и технологии», доклад проф. Х. Ратнавиры

Семинар «Вода: наука и технологии», доклад студента УГХТУ и НУЕН Борисова И.

Также организаторы встречи обеспечили участников новыми впечатлениями и релаксом при посещении Храма боевых искусств и прогулке по Днепру на катере. 

Храм боевых искусств, Черкассы

Огромное спасибо коллегам из ЧГТУ и НТУУ «КПИ» за прекрасно организованную встречу и море положительных эмоций!