С 27.10 по 02.11.2016 состоялась плановая встреча рабочей группы проекта «Водная гармония-2» в рамках Международного проекта CPEA-2011/10002 «Водная Гармония – Интеграция Образования, Исследований, Инновации и Предпринимательства».

Встреча участников рабочей группы проводилась в неформальной обстановке в предместье Лиллехаммера – Хафьеле. В работе приняли участие представители всех университетов-партнеров: Норвежский университет естественных наук, г. Ос, Норвегия; Украинский государственный химико-технологический университет, г. Днипро, Украина; Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина; Черкасский государственный технологический университет, г. Черкассы, Украина; Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь; Технический университет Молдавии, г. Кишинев, Республика Молдовы; Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шимкент, Республика Казахстан; Таджикский технический университет имени М. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан; Киргизский национальный университет, г. Бишкек, Киргизия; Горно-металлургический институт Таджикистана, г. Чкаловск, Республика Таджикистан.


Участники проекта, Хафьель, Норвегия

Вопросы встречи – это отчеты о выполнении запланированных работ на текущий год:

  • Результаты летней школы для студентов в Норвегии в 2016 году и подготовка к школе 2017 г.
  • Уровень владения студентами английским языком: новые требования, оценка навыков, планы по развитию.
  • Совершенствование английского языка сотрудников: текущее состояние и планы.
  • Развитие учебных программ.
  • Вовлечение партнеров в руководство и защиты MSc и PhD.
  • Двойные дипломы.
  • Работа над учебником: правки и наполнение новыми главами.
  • Обеспечение качества образования: дорожная карта.
  • Обеспечение качества учебных материалов.
  • Закупки оборудования по проекту.
  • Гендерные вопросы в проекте.
  • Пути организации и развития дистанционное обучение в рамках проекта.
  • Привлечение партнеров в международных конференциях и вовлечение частных организаций.
  • Привлечение ассоциированных университетов и государственных организаций.
  • Развитие совместных научных исследований и совместные научные публикации.
  • Информационные ресурсы проекта и коммуникации в проекте, брошюра проекта.
  • Инновации и предпринимательство.
  • Планирование однодневных семинаров.
  • Привлечение партнёров для новых проектов.

Были заслушаны доклады координаторов перечисленных работ о выполненной работе, возникающих трудностях, полученных результатах и планах на следующий год.

Особенный интерес всех участников вызвал доклад о летней студенческой школе в Норвегии, в котором были представлены результаты анализа опроса студентов, обучавшихся летом в Норвегии. Этот опрос включал разные аспекты организации летней школы: аккомодация, методики обучения, обучающий контент, сравнение методов обучения в домашних университетах и в Норвегии. Поэтому, такая информация была интересна с многих точек зрения.

Также оживленные дискуссии вызвали вопросы совершенствования английского языка, как у студентов, так и у преподавателей; развитие совместных научных исследований и совместные научные публикации; планирование однодневных семинаров; привлечение новых и ассоциированных партнеров и вовлечение частных организаций в проект.

Было отмечено, что на данный момент медленно продвигается работа с редактированием и новым наполнением книги, поэтому было поставлено условие ускорить процесс вычитки книги всеми участниками проекта.


Осло, Норвегия.

Последний рабочий день  был посвящен научному семинару, где были заслушаны доклады представителей каждого университета об их научных направлениях и разработках, а также представлены презентации студентов украинских университетов, направленных на годичное обучение в Норвегии, о тематике и планировании их экспериментальных исследований в Норвежском университете естественных наук.


Научный семинар, Осло, Норвегия.

Темы докладов представлены ниже.

  • Проблемы возникающие в области водоснабжения и управления сточными водами в связи с изменениями климата.
  • Совершенствование технологии биологической очистки городских сточных вод от соединений азота и фосфора (теория и практика).
  • Применение информационных систем в управлении и оптимизации станции биологической очистки сточных вод.
  • Оптимизационная составляющая в дипломных работах по водоподготовке.
  • Неравновесная плазма как инструмент для обработки воды и водных растворов.
  • Физико-химические основы озоно-радикального процесса очистки воды на стадии водоподготовки.
  • Опыт интегрированного управления водными ресурсами в Центральной Азии.
  • Способ очистки водных растворов от органических примесей и ионов тяжелых металлов.
  • Проблемы сохранения водных ресурсов Таджикистана.
  • Адаптация водного хозяйства к изменению климата. Перспективы мембранных технологий.
  • Мониторинг, характеристика и контроль мембранного фоулинга в погружном МБР.
  • Применение текстурных методов анализа изображений флоков в коагуляции.
  • Реагентная интенсификация очистки бытовых сточных вод в погружном мембранном биореакторе.
  • Характеристика образования отложений на карбид-кремниевых мембранах в мембранном биореакторе.
  • Комбинированная сорбционно-мембранная технология очистки воды от органических примесей природного и синтетического происхождения.
  • Применение высокодисперсных адсорбентов для удаления примесей мышьяка и природных органических веществ в технологиях резервного водоснабжения.
  • Изучение процесса коагуляции, а также механизма извлечения взвешенных частиц и фосфатов при использовании коагулянтов на основе алюминия с разной степенью преполимеризации (OH/AL).
  • Исследование механизма извлечения взвешенных частиц и фосфатов при одновременном введении полимеров и неорганических солей в процессе коагуляции.
  • Оптимизация обезвоживания шламов в процессах биологической очистки бытовых сточных вод.
  • Повышение биодоступности фосфатов коагуляционного шлама.
  • Изучение процесса коагуляции методом текстурного анализа изображений.

Заслушанные доклады позволили сформировать мнение о некоторых научных разработках и направлениях участников проекта для поиска возможных точек соприкосновения и совместных исследований. Кроме того, дополнительной информацией к размышлениям, как для студентов, так и для их руководителей, стали презентации студентов.

Кроме основной встречи проф. Х. Ратнавирою была организована туристическая поездка в Рим, которая оставила незабываемые впечатления у всех участников этой поездки.


Фонтан Треви, Рим, Италия.