Преподаватели кафедры ТНВ и Э ГВУЗ «УГХТУ», участники международного проекта Эразмус+ "Гармония Воды II" (http://waterheu.wpengine.com), совместно со своими коллегами из НТУ Украины «КПИ», ЧГТУ с 10.07.2016 по 16.07.2016 прошли стажировку в Норвежском Университете Естественных Наук (NMBU) в г. Ос, Норвегия.

Норвегия – небольшая и удивительная страна. В ней гармонично сосуществуют первозданная природа (знаменитые фьорды) и высокоразвитые технологические производства. Норвежцы трудолюбивы, берегут свои традиции, гордятся своей историей, своими достижениями в сфере науки, технологий, строительства, дизайна, а также высоким уровнем жизни. Особенно трепетно относятся они к той земле, на которой живут. Находясь в Норвегии, все время ощущаешь, что культура отношения к природе, среде своего обитания, является неотъемлемой чертой норвежского характера.

В процессе стажировки, как преподаватели, так и студенты приобрели бесценный опыт. Они ознакомились с технологией водоподготовки и водоочистки в г.Осло. Посетили уникальные, с точки зрения размещения и аппаратурного оформления, предприятия по водоподготовке и очистке канализационных стоков. Эти предприятия являются образцами реализации экологически совершенных подходов к созданию и эксплуатации систем жизнеобеспечения крупных городов. Они спроектированы и размещены в скальных туннелях. Такое (подземное) размещение имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это высвобождение значительных земельных участков в черте города для развития городской инфраструктуры (транспортные развязки, парковые зоны, жилые дома). При таком размещении решается проблема неприятного запаха, который, как правило, присутствует на территориях, расположенных рядом с предприятиями очистки канализационных стоков. На самом предприятии также не ощущаются неприятные запахи. Это объясняется рациональным выбором технологического процесса, контролем и поддержанием его основных рабочих параметров (температура, давление, концентрация реагентов). Также использованием современного оборудования, систем контроля и автоматизации, новейших разработок по удалению примесей из воды. Например, применением дезодорирующей добавки, связывающей сероводород. На предприятиях функционирует хорошо организованная система вентиляции.

Все эти факторы приносят свои плоды. В Норвегии не существует импорта минеральной воды, местная вода «из крана» очень хорошего качества. Ее можно пить без кипячения, без опасений за свое здоровье, так как она соответствует самым высоким требованиям международных стандартов. Эту воду бесплатно подадут в графине по вашей просьбе в любом заведении общественного питания.

Во время стажировки преподаватели и студенты имели возможность ознакомиться с современными высокоинформативными скоростными методами и приборами анализа водных растворов. Под руководством опытных преподавателей NMBU студенты проводили анализ сточных вод и могли сопоставить трудоемкость получения результатов анализа химико-аналитическим способом и с использованием современного аналитического оборудования.

Руководитель проекта Эразмус+ "Гармония Воды II" Harsha Chandima Ratnaweera профессор факультета математических наук и технологий NMBU также является руководителем интернациональной летней школы студентов. По его инициативе шесть преподавателей из Украины были привлечены к работе летней интернациональной школы. Прослушанные лекции, учебные и методические материалы позволили им актуализировать имеющиеся знания и опыт осуществления образовательного процесса.

Преподаватели приняли участие в проведении экзаменов и защите проектов студентами из университетов стран Европы, Азии, Африки (более 20 студентов), направленных на улучшение технологий водоподготовки и водоочистки в местах их проживания.

После экзамена все студенты были вовлечены в обсуждение результатов и анализ ответов, который был проведен по всем вопросам экзамена. Часть украинских студентов (г. Днепр, г. Черкассы) сдавала экзамены в режиме online, так как в это время проходили экзамены в магистратуру «Аlma mater».

Преподаватели контролировали процесс экзамена из аудитории факультета математических наук и технологий NMBU, прекрасно оборудованной мультимедийной техникой, для проведения видео конференций и презентаций.

При защите проектов студенты должны были обосновать выбранную схему модернизации предприятия водоподготовки, ответить на вопросы, учесть замечания и рекомендации для улучшения своих проектов при завершении работы над ними в домашних университетах. Результаты экзаменов и защиты проектов подтвердили, в основном, хорошую подготовку студентов. Однако, украинским студентам хотелось бы пожелать обратить внимание на уровень владения английским языком.

Участие преподавателей 3-х украинских университетов в программе мобильности показало плодотворность такого мероприятия, позволяющего усовершенствовать лекционные курсы и лабораторные практикумы, гармонизировав их с читаемыми в NMBU. А контакты и взаимопонимание, установившиеся, в первую очередь между студентами разных стран, будут способствовать развитию профессиональных связей между ними для успешного решения проблем устойчивого развития регионов их проживания.

Все участники программы мобильности благодарны руководителю проекта Эразмус+ "Гармония Воды II" Harsha Chandima Ratnaweera не только за хорошо подготовленную и эффективную повестку пребывания в г. Осло, но и знакомство с еще одним примером экологизации Норвегии – электромобилем компании Тесла Моторс. На ней осуществлялся наш трансфер по Норвегии в рамках проекта.

Норвежцы говорят: «Прикасаясь к этому автомобилю, чувствуешь, как прикасаешься к будущему». С каждым годом всё больше и больше таких маленьких электромобилей выезжает на дороги Норвегии, подтверждая девиз норвежцев: «Все для Норвегии!».

"Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу"
Ж. Бернанос

Итак, норвежцы подают пример бережного отношения к среде своего обитания: пьют качественную воду, производя электроэнергию из чистых, возобновляемых источников энергии, пересаживаются в электромобили, которые не загрязняют атмосферу выхлопными газами, а грунт токсичными веществами. Но не только. Чтобы сберечь свою землю, они научились дружно жить по правилам, все без исключений стали сортировать мусор. Каждый, живущий в Норвегии обязан сортировать мусор на пищевые отходы, пластик, бумагу и т.п. И это не просто четыре мешочка под раковиной, а и четыре контейнера у дома.

В Норвегии не только уничтожают мусор, но и используют вторичную переработку отходов. И наши преподаватели не упустили возможность расширить знакомство с решением экологических вопросов в г. Осло, посетив во время своей стажировки мусороперерабатывающий завод.

Вот так выглядит сам мусороперерабатывающий завод (фото вверху слева), а на фото справа (вверху) – очередь автомобилей. Это норвежцы, собрав мусор в своих жилищах, на своих автомобилях привозят его и сдают на завод. Таким образом, на практике реализуется девиз норвежцев.

В Норвегии широко используют вторичную переработку мусора. В торговых центрах Норвегии любой человек может сдать пластиковые бутылки, получить за них чек и на вырученную сумму купить что-то здесь же в магазине.

Участник проекта и наш коллега из ЧГТУ Шмыголь С.О. пошел на эксперимент, раздобыв пластиковую бутылку, отправил ее в автомат, получил чек и тут же купил в ближайшем торговом центре на «заработанные» за сданные бутылки норвежские кроны гроздь бананов.

Выдающийся немецкий учёный и мастер просветительского афоризма Г. К Лихтенберг сказал: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим» и «Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов».

Эти слова ученого, по нашему мнению, хорошо согласуются с целями и задачами проекта Эразмус+ «Водная Гармония II», так как мобильность в образовании становится стимулом для улучшения качества преподавания, сравнения и обновления программ обучения. Мобильность, в том числе через интернационализацию, мотивирует участников образовательного процесса к получению новых знаний, самостоятельному осмыслению их и творческому применению. Только воспринимая и постигая новое, мы движемся вперед.